Методики раннего развития детей сегодня необычайно популярны. Многие родители уже оценили все преимущества Вальдорфских детских садов. Напомним, вальдорфско-штайнеровская педагогика является альтернативной педагогической системой и подразумевает отсутствие всякого давления на ребенка, а только исследование, познание и обучение в игровой форме. Еще несколько десятков лет назад такой подход считался экзотикой, а сейчас практикуется повсеместно.
То же и с методиками раннего развития. Не многие раньше считали необходимым заниматься с малышами, но времена изменились. К мнению, что, чем раньше начнешь обучение, тем скорее получишь результаты, приходит все большее число родителей.
Почему дошкольников нельзя обучать как школьников?
Очевидно, что для крох требуется совершенно иная методика — заниматься с малышами как со школьниками не получится. Это не принесет пользы, а, возможно, даже и навредит. Волевая и эмоциональная зоны развития у маленького ребенка находятся в начальной стадии, поэтому нельзя действовать принуждением. Если вы заставите ребенка дошкольного возраста слепить снежный шарик или собрать пирамидку, он расплачется и «урок» будет сорван.
Есть и еще одна опасность: в сознании ребенка снежок или пирамидка закрепится как что-то плохое — нечто, от чего бывают слезы. Поэтому такой подход крайне неверный. Ваше давление не только испортит настроение ребенку «здесь и сейчас», но и может отбить тягу к знаниям в будущем.
Есть только один способ обучить кроху чему-либо — вызвать искренний неподдельный интерес. На чем и базируются все популярные методики развития детей раннего возраста. А так как основная деятельность в этом возрасте — игровая, то, значит, и развитие, и познание должны идти через игру. При этом не важно, какая у малыша будет игрушка. Главное — сам процесс — желание малыша, заинтересованность и фантазия родителя.
Популярные методики раннего развития
Стоит учесть, что большинство популярных в России и мире методик были разработаны более 100 лет назад, однако это не означает, что они «просрочены». В настоящее время они прекрасно работают. Единственное, что может сделать нынешний родитель — включить в процессы больше игрушек, технологических устройств, которых раньше попросту не было.
Методика раннего развития Марии Монтессори
Методика раннего развития Монтессори — очень популярная и известная. Каждый, кто получил высшее образование, о ней слышал. Автор ее — Мария Монтессори — итальянский врач и педагог, родившаяся в 1870 (!) году. Но до сих пор ее педагогическая система остается непревзойденной и применяется во многих государственных и частных школах по всему миру.
Основа обучения по Монтессори — изучение жизни вокруг. Основной упор Мария делала на естественность окружающей среды, а искусственно созданные условия считала чуждыми маленькому ребенку.
Например, автор методики предлагала такие упражнения. Бросьте в тазик с водой деревянную щепку и предложите крохе посмотреть, что с ней будет. Затем то же проделайте с яблоком, потом с железной машинкой. Или запустите в водоем бумажный кораблик и посмотрите, что будет. А потом бросьте камушек. Что изменится? Покажите, как будет отличаться «поведение» предмета в воде и ответьте на все вопросы, которые кроха вам задаст. Но помните: предлагайте, но не принуждайте — малышу должно быть интересно.
Развитие по Монтессори — непрекращающийся эксперимент, непрерывный процесс познания, который предлагает взрослому и ребенку сама жизнь. И самое главное — никакого давления, только жажда открытий, только желание самого малыша. Задача старших членов семьи — помогать, подсказывать, на какие нюансы следует обратить внимание, за чем понаблюдать.
Методика Гленна Домана для детей до года
Гленн Доман — американский врач-физиотерапевт и автор обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, обладатель множества грамот и наград, автор нескольких популярных книг о развитии, которые до сих пор являются бестселлерами.
Доман был глубоко убежден, что к познанию мира ребенок готов практически с рождения. В таком возрасте родителям еще не нужно мотивировать ребенка, а занятия необходимо проводить в форме занимательной игры. Кроме того, Доман уверен, что физическое развитие ребенка напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта. Поэтому потребности ребенка в хватании, плавании, хождении, ползании необходимо поощрять с первых дней жизни и предоставлять малышу свободу движений.
Метод Домана, по мнению его создателя, подходит для детей с трех месяцев. Уже в этом возрасте малыш способен реагировать на предметы и запоминать их. Начинать Гленн Доман рекомендует с обучающих карточек, на которых могут быть изображены животные и птицы, ягоды, фрукты, овощи, предметы мебели с крупными подписями на них. Пример карточки — ниже.
Карточки Домана можно купить или найти в интернете и распечатать самостоятельно. Главное, чтобы все картинки имели белый фон и крупную надпись красным цветом. Важно: на одной карточке — только один предмет.
Как заниматься?
В начале занятий понадобится 3 набора из 5 карточек одной тематики (например, 5 разных фруктов). Каждая показывается малышу всего на 5–10 секунд, при этом название под ней читается громко и четко. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься не менее 3 раз в день. Итого получится не менее 15 показов карточек за день.
И будьте уверены: кроха все слышит и запоминает. Занимаясь с ним на карточках Домана, вы не проводите время впустую.
Методика Никитиных
Основа этой методики — правильное поведение родителя, задача которого — не погасить интерес к знаниям, а разжечь его еще больше. Любые успехи и самые маленькие шажочки вперед надо отмечать и даже праздновать. Обязательно хвалить ребенка, поощрять. А вот некорректная оценка страшна, как и жесткая критика или ругань. Миссия мамы и папы по мнению Никитиных — закрепить позитив в глазах малыша. Даже неудача — не беда, а повод поиграть еще. Только, чур, не сдаваться.
Эти принципы супруги Никитины считали доминирующими:
- создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей;
- родительское неравнодушие и участие;
- предоставление ребенку свободы в выборе хобби и занятий.
Напомним, Никитины — российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, которые сформулировали и подтвердили ряд гипотез, касающихся условий формирования творческих способностей человека.
Кубики Николая Зайцева
Играя в кубики Зайцева, малыш незаметно и необременительно для себя учится читать. Сначала он просто рассматривает отпечатанные на разных сторонах кубиков буквы и цифры, но постепенно взрослые объясняют ему значение «закорючек». И для ребенка изучение алфавита превратится в забавную игру. При этом польза от процесса огромна.
Николай Зайцев — российский педагог-новатор, разработчик уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам.