Современную жизнь представить без смартфонов невозможно. Онлайн люди общаются, оперативно находят необходимую информацию, покупают продукты, работают, решают различные вопросы. Не говоря уже о досуге: гаджет отлично совмещает функции книг, телеэкрана и игрового ресурса. Однако существует острая проблема — использование этих продвинутых девайсов детьми. Ученые многих стран призывают ограничивать время, которое малыши и подростки проводят в интернете.
Вред для физиологии и психики
Дело не только в неконтролируемом потоке информации, которую юные умы впитывают моментально. Регулярное «залипание» в планшетах, смартфонах или нетбуках чревато проблемами со здоровьем и социализацией.
- Увлеченность происходящим на экране отбивает у маленьких детей тягу познания реального мира. Хуже развивается моторика: детсадовцы не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить и рисовать.
- Знакомство с планшетами и телефонами до 2 лет повышает опасность развития нарушений речи и восприятия вербальной информации. Без активного общения с настоящими людьми, заменяемого играми, дети позже и хуже начинают говорить.
- Из-за гаджетов чаще развивается немотивированная агрессия, разнообразные фобии, повышенная возбудимость, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У малышей младше 5 лет может возникнуть в сознании смешение виртуального мира с реальным. Этому способствует незрелость мышления, на которое влияет масса острых впечатлений от игр.
- При использовании смартфонов более 1 часа в сутки велик риск появления зависимости. Общение со сверстниками, взрослыми, учеба и другие интересы уходят на задний план. Снижается мотивация, любые события реальности кажутся бледными и скучными. У детей не формируются полноценные коммуникативные навыки, повышается риск тревожных и депрессивных расстройств.
- Яркие мерцающие экраны сильно ухудшают зрение. Учитывая, что гаджетами пользуются еще и в темных помещениях, даже лежа в постели, — проблема эта острая. Зрительный аппарат до 12 лет не завершает свое формирование, сосуды и нервы глаз страдают под действием источника света. К школьному возрасту малыши уже успевают нажить близорукость или дистрофию сетчатки.
- Тот же яркий свет, нервное перевозбуждение и погруженность в игровую реальность провоцируют хронические нарушения сна. У зависимых от гаджетов детей снижается выработка мелатонина, они дольше засыпают, видят больше кошмаров.
- Еще одна проблема из-за регулярного длительного зависания в экран — гиподинамия. Для правильного развития костей скелета, нормального обмена веществ и работы внутренних органов необходима физическая активность. Ее дефицит у детей приводит к отложению лишнего веса, нарушению осанки, развитию сколиозов, головным болям, холециститу. Страдает иммунитет.
- Из-за привычки постоянно пребывать в виртуальности дети неадекватно воспринимают появляющиеся проблемы и не сообщают о них родителям. Гаджеты становятся некой доминантой, — более важной, чем ухудшение самочувствия, чувства голода, неуспеваемости в школе. Взрослые могут длительное время не замечать таких важных обстоятельств, если не контролируют детей ежеминутно.
- Планшеты, ноутбуки и другие интернет-девайсы негативно влияют на формирование характера. Дефицит живого общения и привычка уходить в виртуальный мир от любых проблем развивают инфантилизм, стремление уклоняться от трудностей, склонность к манипулированию людьми. Увлеченность играми снижает природную эмпатию, провоцирует замкнутость, жестокость, циничное или потребительское отношение к окружающим.
- Из-за воздействия электромагнитного излучения страдает центральная нервная система. Ученые приводят данные об истончении у зависимых от гаджетов детей коры головного мозга. Это чревато необратимым ухудшением памяти, слуха, концентрации внимания, интеллектуальных способностей в целом.
Что рекомендуют врачи и психологи
Не следует знакомить с гаджетами малышей младше 2 лет. Многие педиатры советуют ориентироваться на более поздний возраст — 4–5 лет. Чем реже дошкольники будут видеть и брать в руки смартфоны и планшеты, тем лучше. Намного полезнее в этот период развивающие, активные игры, чтение вслух, продолжительные прогулки. Это — настоящее познание мира, в отличие от вредного виртуального заменителя. Гаджеты следует использовать не чаще получаса 1–2 раза в неделю и только для просмотра мультфильмов.
Ближе к школьному возрасту следует научить ребенка пользоваться учебными приложениями: рисовать, считать и набирать текст. Учеба потребует этих навыков для доступа к различным дополнительным источникам информации в Сети.
Но даже школьников не стоит распускать, давая проводить время в интернете бесконтрольно. Рекомендуется установить правила пользования смартфоном и компьютером: не более 1 часа в день, в хорошо освещенных помещениях, сидя за столом. Полезно объяснить детям, чем может повредить чрезмерная увлеченность: рассказать про болезни, опасность общения с неизвестными пользователями.